Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения возведена в 1528−1532 гг. в Коломенском на правом берегу Москвы-реки итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом. Архитектор приехал в Москву летом 1528 г. и приступил к работе через 2-3 недели. «Т»-образный трехпрестольный фундамент для храма был заложен на крутом берегу, в основании которого бил чудодейственный ключ. С западной стороны заложили звонницу.

Предполагается, что осенью 1528 г. фундамент был завершен. От первоначального замысла ( фундамент был задуман без подклета) пришлось отказаться, так как родник от церкви был не виден.Понадобилось поставить храм на высокий подклет. В связи с этим убрали боковые пределы и западный вариант звонницы. Подклет делали в 1529 г.Летом стали выкладывать звонницу. Деревянная дъяковская к тому времени была уже почти готова. В конце 1529 г. появилась первая моленная церковь, на нее сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения: отвернули ось крыльца от оси церкви на четыре градуса. Звонницу поставили на этой оси. Четверик строили в 1530 г. Восьмерик и кокошники делали в следующем году, а в 1532 г сделали шатер. По окончании шатра поставили столбы второго яруса папертей с капителями. Паперти покрыли кровлями, поставили звонницу на южном крыльце и настелили полы. Работы были закончены в конце лета 1532 г. К сожалению, первоначальное убранство интерьера храма не сохранилось.

Церковь Вознесения была первым каменным шатровым храмом в России. Применение пристенных пилонов наряду с шатром позволило построить грандиозное здание с летящей архитектоникой. Церковь построена из кирпича с белокаменным декором в виде ценрического храма-башни высотой шестьдесят два метра. В основе плана лежит равноконечный крест. Внутреннее пространство храма составляет не больше ста квадратных метров. Двухъярусная галерея-гульбище с 3-мя высокими лестницами-всходами идет вокруг храма.

В стиле раннего Возрождения на фасадах углы церкви украшены плоскими пилястрами с капителями. Остроконечные готические вимперги расположены между пилястрами. Восьмерик, оформленный в нижней части рядами килевидных арок, а в верхней − сдвоенными пилястрами, поставлен на основной крестообразный объем церкви. Шатер с ярко выделенными ребрами перекрывает храм. Порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, ордера, прорисовка готических вимпергов и прочие многочисленные ренессансные элементы имели место при постройке храма.

Архитектор Петр Ганнибал использовал эти элементы для стилизации местной архитектуры, уловив дух готики в древнерусском зодчестве. Величественный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви, а спиной − к алтарю, расположен на галерее.